В пути


    В поезде

    В пути следования вы будете иметь дело с кондуктором. В дневном поезде он обычно всего один на весь состав, так что может пройти немало времени, прежде чем он доберется до вас и проверит ваш билет. Некоторые пассажиры пользуются этим, чтобы проехать небольшое расстояние бесплатно. Кроме того, в некоторых странах Западной Европы кондуктор, обнаруживший безбилетного пассажира в поезде дальнего следования, не может его оштрафовать, а может только либо продать ему билет, либо высадить из поезда на ближайшей станции.

    Бывают, правда, случаи, когда кондуктора надо опасаться. Иногда в Южной и Восточной Европе некоторые кондукторы могут начать придираться к билету. Они будут убеждать плохо знакомого с местными правилами иностранца, что в билете что-то не так, и что надо доплатить или уплатить штраф. Если вы уверены, что с вашим билетом все в порядке, постарайтесь ему это доказать. Если ничего не вышло, обязательно потребуйте официальный билет или чек с точным указанием суммы платежа, а по прибытии на место обратитесь за разъяснениями в справочное бюро. Если же кондуктор отказывается выдать вам чек или билет, не платите ничего.

    В то же время, если вы обратитесь к кондуктору с какой-нибудь своей проблемой, он всегда постарается ее решить. И получит при этом удовольствие от того, что имеет возможность применить свою власть на благо кому-то.

    Если у вас дальняя поездка, едой стоит запастись заранее. Разумеется, большинство поездов дальнего следования имеют в своем составе вагон-ресторан или буфет в одном из вагонов. На худой конец, по вагонам будут катать тележку на колесиках с напитками и легкими закусками. Цены, однако, кусаются в любом из этих вариантов. Так что самый экономная политика - купить что-нибудь в супермаркете или закусочной еще до отъезда. Имейте в виду, что вокзальные супермаркеты и кафе обычно дороже тех, что в городе, зато работают всегда или почти всегда. Водой и прочими напитками также надо запасаться до поездки - питьевой воды в поездах нет.

    Если в сидячем вагоне вам досталось место у прохода, то, столика для обеда у вас может и не быть. В дневных поездах, правда, столик обычно приделан к креслу впереди вас, как в самолете. Но вот в ночном столика, скорее всего, не будет. В лучшем случае - маленький выдвижной столик, спрятанный в подлокотнике кресла, на котором с трудом поместятся чашка и бутерброд. Да и столик у окна обычно не поражает размерами.

    Если вам хочется прогуляться по салону, постарайтесь не уходить далеко от своего места, чтобы, во-первых, его не заняли, а во-вторых, не тревожиться о безопасности вещей. Если вы все же решили отлучиться, чтобы, например, пройти в головной вагон и понаблюдать за дорогой через стеклянную дверь кабины машиниста, соблюдайте меры предосторожности.

    Оставьте на сиденье какой-нибудь не очень ценный предмет, чтобы все видели, что место занято. Можно попросить соседей присмотреть за вашими вещами. Если же вагон почти пуст, то в странах вроде Италии, Греции или Франции, а также в Восточной Европе отлучаться нежелательно - похитителям может хватить и пары минут. Старайтесь не покидать своего места во время остановок. В любом случае всегда носите при себе паспорт, деньги и билеты.

    Если вы оставляете свои вещи на багажной полке возле тамбура, старайтесь сесть так, чтобы не терять их из виду. Но лучший вариант - забросить весь свой багаж на специальные стеллажи прямо над вашим местом.

    Туалеты расположены в большинстве случаев в обоих концах вагона. Может быть и один туалет, если, например, второй конец вагона занят отделением для велосипедов. В пригородных и региональных поездах один туалет может быть на два-три вагона. На станциях туалеты никто не запирает, но пользоваться ими не разрешается.

    Выход из поезда

    В большинстве стран о прибытии поезда на каждую станцию сообщает машинист по поездной трансляции. Однако в ночных поездах обычно сообщается о прибытии только на конечную станцию. На промежуточных поездное радио молчит, чтобы не потревожить еще спящих пассажиров. В этом случае (или если объявления вообще не делаются), надо вовремя узнать о приближении станции назначения. Когда поезд уже прибудет, собираться будет некогда, ведь стоянка, скорее всего, ограничится парой минут.

    Во-первых, всегда стоит знать время прибытия поезда на вашу станцию. Если у вас есть резервирование места, то на нем будет указано время прибытия. Если нет, посмотрите расписание на станции отправления - там будет указано время прибытия на наиболее крупные станции, или обратитесь в справочное бюро.

    Если вы забыли или не успели это сделать, поинтересуйтесь временем прибытия у кондуктора - расписание у него есть всегда. Бывает изредка, что за время поездки кондуктор так и не появляется. Тогда вам придется расспрашивать других пассажиров, слушать объявления и смотреть во все глаза.

    Сами станции в Западной Европе распознаются легко. Еще на подъезде к ней будет стоять большой освещенный щит, где белым по синему будет написано название станции. Такой же щит будет стоять и в начале перрона, и еще несколько будут рассредоточены по всей платформе через каждые несколько десятков метров. Но вот на Балканах, в Греции или на Пиренеях такой роскоши может и не быть, и определить небольшую станцию бывает затруднительно. Ночью ситуация усугубляется тем, что станции в этих странах плохо освещены. Если вам предстоит выходить на такой станции, по возможности выберите головной вагон, чтобы успеть прочитать табличку на здании станции.

    Другая проблема может поджидать пассажиров в ряде стран Западной Европы. В большинстве городов есть несколько станций. Там сложилась практика обязательного написания названия города в наименованиях всех этих станций. Таким образом, например, в Гамбурге поезда дальнего следования останавливаются на вокзалах Гамбург-Харбург, Гамбург-Главный, Гамбург-Даммтор и Гамбург-Альтона. Задача, таким образом, заключается в том, чтобы случайно не выйти на каком-нибудь вокзале в отдаленном предместье, купившись на название нужного вам города в наименовании станции. Обычно выходить нужно на главном вокзале, обозначаемом в немецкоязычных странах "Hbf.", а во многих других именующемся "Centrale", "Centraal" или еще как-то в том же духе.

    Бывает, однако, что поезд проезжает через два равнозначных вокзала - в Берлине, Будапеште, Мадриде и некоторых других городах. Тогда выбор вокзала зависит от того, в какую часть города вам нужно. Если город вам незнаком и у вас нет путеводителя, посоветуйтесь с кондуктором или другими пассажирами.

    Иногда при прибытии поезда на станцию по поездному радио сообщается о возможных пересадках на этой станции. Бывает, что эту информацию дублируют и на платформах. Машинист или кондуктор также сообщают об опоздании поезда и о других изменениях.

    Никогда не выбрасывайте билет, пока вы не покинули вокзал станции назначения. Бывает, что в поезде вас так и не попросят предъявить билет, но зато потребуют его при выходе.

    Новости

    20.03.17 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    17.03.17 Поездки в "Сапсане" в конце марта принесут двойные баллы "РЖД Бонуса"
    15.03.17 РЖД продлили действие скидок на линии Москва - Петербург
    14.03.17 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    10.03.17 Во Франции исчезнут поезда iDTGV
    06.03.17 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    03.03.17 РЖД сделают скидку для школьников во время весенних каникул
    01.03.17 РЖД продлили действие скидок на линии Москва - Петербург
    Ливерпуль остался без дальних поездов на несколько дней
    РЖД продлили скидки на поезда из Москвы и Петербурга в Сочи, Ростов и Краснодар