В пути


    В поезде

    В пути следования вы будете иметь дело с кондуктором. В дневном поезде он обычно всего один на весь состав, так что может пройти немало времени, прежде чем он доберется до вас и проверит ваш билет. Некоторые пассажиры пользуются этим, чтобы проехать небольшое расстояние бесплатно. Кроме того, в некоторых странах Западной Европы кондуктор, обнаруживший безбилетного пассажира в поезде дальнего следования, не может его оштрафовать, а может только либо продать ему билет, либо высадить из поезда на ближайшей станции.

    Бывают, правда, случаи, когда кондуктора надо опасаться. Иногда в Южной и Восточной Европе некоторые кондукторы могут начать придираться к билету. Они будут убеждать плохо знакомого с местными правилами иностранца, что в билете что-то не так, и что надо доплатить или уплатить штраф. Если вы уверены, что с вашим билетом все в порядке, постарайтесь ему это доказать. Если ничего не вышло, обязательно потребуйте официальный билет или чек с точным указанием суммы платежа, а по прибытии на место обратитесь за разъяснениями в справочное бюро. Если же кондуктор отказывается выдать вам чек или билет, не платите ничего.

    В то же время, если вы обратитесь к кондуктору с какой-нибудь своей проблемой, он всегда постарается ее решить. И получит при этом удовольствие от того, что имеет возможность применить свою власть на благо кому-то.

    Если у вас дальняя поездка, едой стоит запастись заранее. Разумеется, большинство поездов дальнего следования имеют в своем составе вагон-ресторан или буфет в одном из вагонов. На худой конец, по вагонам будут катать тележку на колесиках с напитками и легкими закусками. Цены, однако, кусаются в любом из этих вариантов. Так что самый экономная политика - купить что-нибудь в супермаркете или закусочной еще до отъезда. Имейте в виду, что вокзальные супермаркеты и кафе обычно дороже тех, что в городе, зато работают всегда или почти всегда. Водой и прочими напитками также надо запасаться до поездки - питьевой воды в поездах нет.

    Если в сидячем вагоне вам досталось место у прохода, то, столика для обеда у вас может и не быть. В дневных поездах, правда, столик обычно приделан к креслу впереди вас, как в самолете. Но вот в ночном столика, скорее всего, не будет. В лучшем случае - маленький выдвижной столик, спрятанный в подлокотнике кресла, на котором с трудом поместятся чашка и бутерброд. Да и столик у окна обычно не поражает размерами.

    Если вам хочется прогуляться по салону, постарайтесь не уходить далеко от своего места, чтобы, во-первых, его не заняли, а во-вторых, не тревожиться о безопасности вещей. Если вы все же решили отлучиться, чтобы, например, пройти в головной вагон и понаблюдать за дорогой через стеклянную дверь кабины машиниста, соблюдайте меры предосторожности.

    Оставьте на сиденье какой-нибудь не очень ценный предмет, чтобы все видели, что место занято. Можно попросить соседей присмотреть за вашими вещами. Если же вагон почти пуст, то в странах вроде Италии, Греции или Франции, а также в Восточной Европе отлучаться нежелательно - похитителям может хватить и пары минут. Старайтесь не покидать своего места во время остановок. В любом случае всегда носите при себе паспорт, деньги и билеты.

    Если вы оставляете свои вещи на багажной полке возле тамбура, старайтесь сесть так, чтобы не терять их из виду. Но лучший вариант - забросить весь свой багаж на специальные стеллажи прямо над вашим местом.

    Туалеты расположены в большинстве случаев в обоих концах вагона. Может быть и один туалет, если, например, второй конец вагона занят отделением для велосипедов. В пригородных и региональных поездах один туалет может быть на два-три вагона. На станциях туалеты никто не запирает, но пользоваться ими не разрешается.

    Выход из поезда

    В большинстве стран о прибытии поезда на каждую станцию сообщает машинист по поездной трансляции. Однако в ночных поездах обычно сообщается о прибытии только на конечную станцию. На промежуточных поездное радио молчит, чтобы не потревожить еще спящих пассажиров. В этом случае (или если объявления вообще не делаются), надо вовремя узнать о приближении станции назначения. Когда поезд уже прибудет, собираться будет некогда, ведь стоянка, скорее всего, ограничится парой минут.

    Во-первых, всегда стоит знать время прибытия поезда на вашу станцию. Если у вас есть резервирование места, то на нем будет указано время прибытия. Если нет, посмотрите расписание на станции отправления - там будет указано время прибытия на наиболее крупные станции, или обратитесь в справочное бюро.

    Если вы забыли или не успели это сделать, поинтересуйтесь временем прибытия у кондуктора - расписание у него есть всегда. Бывает изредка, что за время поездки кондуктор так и не появляется. Тогда вам придется расспрашивать других пассажиров, слушать объявления и смотреть во все глаза.

    Сами станции в Западной Европе распознаются легко. Еще на подъезде к ней будет стоять большой освещенный щит, где белым по синему будет написано название станции. Такой же щит будет стоять и в начале перрона, и еще несколько будут рассредоточены по всей платформе через каждые несколько десятков метров. Но вот на Балканах, в Греции или на Пиренеях такой роскоши может и не быть, и определить небольшую станцию бывает затруднительно. Ночью ситуация усугубляется тем, что станции в этих странах плохо освещены. Если вам предстоит выходить на такой станции, по возможности выберите головной вагон, чтобы успеть прочитать табличку на здании станции.

    Другая проблема может поджидать пассажиров в ряде стран Западной Европы. В большинстве городов есть несколько станций. Там сложилась практика обязательного написания названия города в наименованиях всех этих станций. Таким образом, например, в Гамбурге поезда дальнего следования останавливаются на вокзалах Гамбург-Харбург, Гамбург-Главный, Гамбург-Даммтор и Гамбург-Альтона. Задача, таким образом, заключается в том, чтобы случайно не выйти на каком-нибудь вокзале в отдаленном предместье, купившись на название нужного вам города в наименовании станции. Обычно выходить нужно на главном вокзале, обозначаемом в немецкоязычных странах "Hbf.", а во многих других именующемся "Centrale", "Centraal" или еще как-то в том же духе.

    Бывает, однако, что поезд проезжает через два равнозначных вокзала - в Берлине, Будапеште, Мадриде и некоторых других городах. Тогда выбор вокзала зависит от того, в какую часть города вам нужно. Если город вам незнаком и у вас нет путеводителя, посоветуйтесь с кондуктором или другими пассажирами.

    Иногда при прибытии поезда на станцию по поездному радио сообщается о возможных пересадках на этой станции. Бывает, что эту информацию дублируют и на платформах. Машинист или кондуктор также сообщают об опоздании поезда и о других изменениях.

    Никогда не выбрасывайте билет, пока вы не покинули вокзал станции назначения. Бывает, что в поезде вас так и не попросят предъявить билет, но зато потребуют его при выходе.

    Новости

    07.12.16 Во Франции началось резкое сокращение ночных поездов
    05.12.16 Поезда в Сочи и Туапсе 7-8 декабря ходить не будут
    РЖД сделает скидку на отдельные предновогодние дополнительные поезда
    25.11.16 В Италии сегодня не ходят поезда, в Риме - общественный транспорт
    21.11.16 РЖД проводят скидочную акцию
    18.11.16 Eurostar проводит распродажу билетов на поезда под Ла-Маншем
    14.11.16 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    10.11.16 Продажа на все поезда РЖД будет открываться за 60 суток
    07.11.16 РЖД проведут короткую скидочную акцию
    03.11.16 В Германии - распродажа билетов на поезда