Вокзалы


    Как уже говорилось, поезд для жителей Европы - повседневный транспорт. Поэтому железнодорожный вокзал, в восприятии большинства европейцев, это та же трамвайная остановка, только большая.

    Обычный европейский железнодорожный вокзал невелик. Как правило, в нем есть один центральный зал, который заканчивается туннелем к поездам или выходом на платформу. Где-нибудь посередине главного зала располагается стойка справочного бюро, а сбоку - кассы или небольшой кассовый зал. Тут же газетный киоск, пара лотков с сэндвичами и колой, автоматы с шоколадками, кофе и прочим. Где-нибудь в закутке - камеры хранения. В общем, ничего лишнего. Таковы вокзалы Дортмунда, Болоньи, Мальме, Кельна, Братиславы, и еще сотен средних и больших городов. На маленьких станциях вообще не будет ничего, кроме билетной кассы, да и та будет работать всего несколько часов в день.

    Несколько другая картина в крупных мегаполисах и туристических центрах. Там вокзалы больше походят на привычные нам дворцы с большим набором самых разнообразных служб и сервисов. В таких вокзалах есть представительство городского туристического офиса, отделение банка, служба заказа гостиниц, обмен валют, несколько кафе, сувенирные киоски: Короче, все то, что бывает в крупном аэропорту. Кстати, многие современные вокзалы как раз и возводятся или реконструируются по образцу аэропортов.

    В некоторых городах (Цюрих, Лейпциг, Утрехт, Гамбург, Люцерн, Потсдам и другие) идут по несколько иному пути и превращают вокзалы в многоуровневые торговые центры вроде московского "Охотного ряда". Надо сказать, что в ряде европейских стран магазины обязаны закрываться не позднее восьми вечера, за исключением тех, которые обслуживают пассажиров. Таким образом, вокзальное местоположение позволяет магазинам работать и позже разрешенного времени. А с середины субботы до утра понедельника вокзал - единственное место, где можно купить продукты. Ближе к полуночи на многих вокзалах уже можно разжиться завтрашней газетой. Кстати, свежий номер "Известий" раньше всего можно купить совсем не в Москве, а на немецких вокзалах.

    Поскольку поезда в большинстве стран ходят часто, залы ожидания в Европе просто не предусмотрены. Максимум, на что можно рассчитывать в Западной Европе - несколько лавочек посреди главного зала или на платформах. В Восточной и Южной Европе залы ожидания на больших станциях встречаются, но и там они обычно невелики.

    Более того, на ночь (примерно с часу до пяти утра) очень многие вокзалы закрываются. Если вокзал тупикового типа, ночью он будет закрыт наверняка. Если же поезда идут через вокзал и ночью, то все равно может быть закрыта по крайней мере какая-то его часть. Кассы ночью также могут не работать. Билет придется в таком случае покупать в автомате или прямо в поезде у кондуктора.

    Пути и платформы

    Платформы в Европе никто не считает, считаются только пути. Таким образом, не приходится мучительно соображать, что означает "седьмой путь третьей платформы". Зато нумерация самих путей бывает порой довольно запутанной.

    В принципе, на большей части станций особых проблем нет, номера путей мирно идут, допустим, с первого по двенадцатый. Но такой порядок соблюдается далеко не везде. Например, в нумерации могут быть пропущены сразу несколько номеров. Еще один распространенный вариант - когда часть путей расположена не в общем порядке, а где-нибудь в закутке сбоку от вокзала. Причем обнаружить это обстоятельство вы можете тогда, когда у вас уже не останется времени туда добраться. Называться такие дополнительные пути могут как угодно - 11-А, 3-Север, 108 и прочее, а поход до них обычно занимает дополнительных две-три минуты. Какие-то пути могут вообще оказаться подземными. В общем, если станция вам незнакома, то полагайтесь не на логику, а на указатели.

    Платформы разделены на секторы. Число секторов различается в разных странах - от двух до шести. Наиболее распространены варианты с делением на четыре и шесть секторов - A, B, C, D, E, F. Каждый поезд дальнего следования останавливается так, чтобы определенные вагоны попадали в определенные секторы. Например, вагоны первого класса - в секторы A и B, вагоны второго класса - в секторы C, D и E.

    Порядок расположения вагонов в секторах для каждого поезда указан на специальной диаграмме, вывешиваемой либо на самой платформе, либо в здании вокзала. Вагоны там либо нарисованы, либо макетированы. Посмотрев на такую диаграмму, каждый пассажир может еще до прибытия поезда определить, где остановится его вагон. Или, если он не зарезервировал определенное место, он может узнать, где остановится группа подходящих ему вагонов, например, сидячих второго класса.

    Такая же информация иногда появляется и на путевых табло, висящих обычно у входа на платформу. Но это бывает далеко не всегда. Обычно же там указывается, какой поезд и когда отправляется с данного пути, перечисляются основные пункты его маршрута. Там также может вывешиваться дополнительная информация - например, об обязательном резервировании мест или доплате в данном поезде, а также об опоздании.

    Следует иметь в виду, что иногда от разных частей платформы могут отправляться два совершенно разных поезда. И если в расписании для вашего поезда указан путь 4А, не попадите на платформу 4В. Внешне это будет одна и та же платформа, но поезда с разных ее частей будут идти в противоположных направлениях.

    Никаких киосков и вообще никакой торговли на платформах в Европе нет. Собственно, при остановках в две-три минуты это и бессмысленно. В наиболее развитых странах встречаются маленькие павильончики для ожидающих пассажиров, где можно укрыться от ветра. От дождя укрываться обычно не надо, поскольку платформы на средних и больших вокзалах, как правило, крытые. А многие из крупных вокзалов и вовсе укрыты одим или несколькими огромными куполами, под которыми находится большая часть платформ.

    Сервис

    Носильщики на европейских вокзалах - явление весьма и весьма редкое. В большинстве стран их попросту нет, как нет и багажных тележек. Правда, багажный сервис можно заказать, а лестницы часто снабжены транспортерами для багажа. Бывают и лифты к платформам.

    Камеры хранения, напротив, есть практически на любой крупной и средней станции. Они бывают нескольких типов. В Восточной Европе встречаются привычные нам ячейки, на дверце которых нужно набирать код. Стоят они там дешево, пару десятков центов.

    В немецкоязычных странах и Скандинавии обычно используются ячейки с ключом. Бросив монетку, можно закрыть дверцу на ключ и унести его с собой. Цена за сутки примерно один-два евро, в зависимости от величины ячейки.

    В прочей Европе, когда вы бросаете монетки в автомат, он печатает квиток, на котором указан секретный код. Его надо ввести при открытии ячейки. Часто этот квиток прикрывается другим листочком, чтобы никто не увидел ваш код. Но иногда защитного листка нет, так что позаботьтесь о том, чтобы код не заметили посторонние. Цены кое-где доходят до трех евро, причем в итальянских туристических центрах это цена не за сутки, а всего за шесть или двенадцать часов. Там же, в туристических центрах, вы можете столкнуться и с очередью в камеру хранения.

    Доступ к камерам хранения обычно свободный, но вот во Франции и Испании используются контрольные ворота для просвечивания багажа на безопасность, как в аэропорту. Все бы ничего, но из-за этого камеры работают ограниченное время. В промежутке с одиннадцати вечера до восьми утра к камерам вы не попадете. И если у вас поезд в это время, то вам придется либо утром ждать открытия камер, либо вечером приезжать на вокзал раньше, забирать вещи, и сидеть потом с ними на вокзале.

    Ручные камеры хранения тоже есть, но не на всех вокзалах. Цена за единицу багажа не превышает стоимости самой большой ячейки.

    Туалеты на вокзалах обычно платные, и стоят один-два евро. Бывает и меньше. Впрочем, разумной политикой является зайти в туалет в вагоне перед прибытием на станцию. На многих крупных станциях есть также душ, который стоит в несколько раз дороже.

    Главные вокзалы

    Практически в каждом более-менее крупном городе есть несколько железнодорожных станций. Но, как правило, основной вокзал всего один. В стандартном случае он именуется "главным" или "центральным". В немецкоязычных странах - Hauptbahnhof (Hbf.), в Нидерландах - Centraal, в Швеции - С, в Дании - H, в Италии - Centrale, в Норвегии - S, в Чехии и Словакии - Hlavni, и так далее. Иногда, впрочем, у главных вокзалов есть собственные имена - Рим Термини, Барселона Сантс, Флоренция Санта Мария Новелла, и так далее.

    Прочие городские вокзалы используются в основном пригородными и региональными поездами. Впрочем, иногда на них останавливаются и поезда дальнего следования - для удобства пассажиров, которым нужно в данный район города. А, скажем, в Гамбурге практически любой поезд последовательно останавливается сразу на четырех вокзалах.

    Кроме того, если главный городской вокзал является тупиковым и закрывается на ночь, то проходящие ночные поезда останавливаются на других городских вокзалах. Такова ситуация, например, в Мюнхене, Милане, Риме, Франкфурте.

    Во многих европейских столицах, однако, главных вокзалов несколько. В Мадриде и Праге их два, в Берлине, Будапеште и Вене - три, в Париже - шесть, в Лондоне - девять! Бывают два главных вокзала и в нестоличных городах. Причины этому самые разные - например, так сложилось исторически, или же город пересекает большая река, и он разделен на несколько частей.

    В случае с несколькими главными вокзалами каждый из них обычно отвечает за определенные направления или определенные поезда. Так что можно приехать на один вокзал, а уехать совсем с другого. Но это не жесткое правило. Скажем, в Берлине почти все поезда проходят минимум через два вокзала, а часто и через все три.

    Новости

    07.12.16 Во Франции началось резкое сокращение ночных поездов
    05.12.16 Поезда в Сочи и Туапсе 7-8 декабря ходить не будут
    РЖД сделает скидку на отдельные предновогодние дополнительные поезда
    25.11.16 В Италии сегодня не ходят поезда, в Риме - общественный транспорт
    21.11.16 РЖД проводят скидочную акцию
    18.11.16 Eurostar проводит распродажу билетов на поезда под Ла-Маншем
    14.11.16 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    10.11.16 Продажа на все поезда РЖД будет открываться за 60 суток
    07.11.16 РЖД проведут короткую скидочную акцию
    03.11.16 В Германии - распродажа билетов на поезда