Обзор


    Система европейских железных дорог совсем не похожа на российскую. Причиной этому - короткие европейские расстояния, благодаря которым большинство поездок укладывается в несколько часов.

    Эти же короткие расстояния служат причиной тому, что поезда превратились в Европе из средства дальних путешествий в повседневный транспорт. Для европейца нормально ездить поездом каждый день в соседний город на работу, или отправиться вечером за покупками, на концерт или футбольный матч. На такие локальные поездки приходится в большинстве европейских стран 80-90 процентов пассажиропотока железных дорог. И лишь оставшиеся 10-20 процентов - это привычные нам дальние путешествия.

    Впрочем, даже самые крупные европейские страны поезд пересекает за полдня или за ночь. Так что дальней поездкой в Европе считается уже переезд длиной в пару часов. Соответственно, и рейсы поездов дальнего следования длятся там максимум до 10-15 часов. Часто бывает и просто час-другой. Поезда с маршрутами длиной в сутки встречаются только на юге Восточной Европы, где ситуация более приближена к российской.

    Из-за всего этого подавляющее большинство поездов ходят только днем. Все вагоны в дневных поездах сидячие, и обычно устроены по принципу самолетного салона. Но бывают и разделены на купе или отсеки. Вагонных проводников в дневных поездах нет, весь состав обслуживают один-два кондуктора, проверяющих билеты, а в большинстве случаев и продающие их. Они же следят за посадкой-высадкой пассажиров на станциях, дают свистком сигнал к отправлению, и закрывают двери вагонов. А вот открывать двери пассажиры обычно должны сами.

    Существуют вагоны первого и второго класса. Обычно в первом классе в ряду три сиденья, а во втором - четыре. Класс вагона обозначен большой цифрой у входной двери, а часто и внутри вагона. Бывает, что вагон состоит из двух отсеков разных классов. Первый класс дороже второго на 30-50 процентов, но вряд ли стоит этих денег. Почти все пассажиры путешествуют вполне комфортабельным вторым классом. В некоторых странах классы именуются по-другому, например, бизнес и стандартным. Изредка в высокоскоростных поездах встречается более сложная система из трех классов.

    Кроме того, существует разделение на курящий и некурящий отсеки. Некурящих мест обычно в несколько раз больше. Выбирая отсек, следует иметь в виду, что в курящем часто гораздо меньше народу, и можно занять более удобные места. И совсем не обязательно, что все его обитатели будут курильщиками. Курение в тамбурах, коридорах и туалетах запрещено.

    Обычно пассажиры покупают просто билет или многоразовый проездной без бронирования определенного места, и после посадки садятся на первое попавшееся, как в метро. Но если вы хотите гарантировать себе место, то зарезервировать его можно за дополнительную плату в 2-3 евро. На некоторых рейсах резервирование места обязательно.

    Ночные поезда состоят, как правило, из трех типов вагонов. Сидячие вагоны в ночных поездах бывают обычно только второго класса. В большинстве стран Европы они разделены на купе по шесть (иногда восемь) мест в каждом. Однако в ряде стран никакого разделения нет, ходят стандартные вагоны с открытыми салонами. Иногда они снабжаются специальными откидывающимися креслами.

    Следующий тип "ночных" вагонов - кушеточный. Он обозначается нарисованной у входной двери кушеткой. Это аналог нашего купе, только более распространенным вариантом являются все же не четыре, а шесть полок - по три с каждой стороны. Таким образом, когда на средней полке кто-то спит, сидеть на нижней невозможно. Для проезда в таком вагоне надо заранее зарезервировать кушетку. Стоит это 10-20 евро (иногда до 25-30) дополнительно к цене билета в Западной Европе, и значительно дешевле в Восточной (иногда всего 2 евро). Перейти в кушеточный вагон уже в поезде нельзя. Проводник здесь есть в каждом вагоне, он собирает билеты и возвращает их перед прибытием поезда на станцию назначения. В случае, когда поезд пересекает границу, он собирает и паспорта, чтобы не беспокоить пассажиров при пограничном контроле.

    То же самое относится к третьему типу ночных вагонов - спальным. Они поделены на одно- и двухместные спальни. Довольно часто встречаются и трехместные. Здесь доплата за место уже довольно значительна - в среднем 40-60 евро за двухместную, и значительно больше за одноместную, цена за которую иногда может доходить до 200 евро. Впрочем, если в поезде есть трехместные спальни, они стоят приблизительно 25-40 евро, а порой и вовсе 15. Еще дешевле проезд в Восточной и Южной Европе. Спальный вагон обозначается нарисованной у входной двери кроватью.

    Европейские поезда останавливаются довольно часто, и редко какой поезд идет час-два без остановок. Зато сами остановки очень короткие. Даже на крупных станциях поезда стоят всего две-три минуты, а если нужно поменять направление движения - 5-7 минут. Поэтому выходить на станциях для прогулок или покупок бессмысленно. Еду и питье приходится брать с собой заранее или покупать в вагоне-ресторане. Удовольствие недешевое - в поезде чашка чая обойдется вам в среднем в два-три евро.

    Более продолжительные остановки бывают только в том случае, если к поезду прицепляют или отцепляют вагоны. Будьте внимательны - в пути поезд может делиться на две-три части, которые затем отправятся в разные стороны. В наибольшей степени это характерно для ночных поездов. Поэтому, садясь в поезд, обращайте внимание не только на номер пути, но и на маршрут данного конкретного вагона. Он указывается обычно на входной двери. Ту же осторожность стоит проявлять и в том случае, когда вы в пути следования решили перейти из одного вагона в другой.

    Обычные для нас составы в 18-20 вагонов в Европе используются очень редко. Для удобства пассажиров европейцы делают составы короткими, в 5-10 вагонов, но гоняют их часто. Таким образом, рейсов получается гораздо больше. В густонаселенных странах бывает необязательно даже знать расписание - можно просто прийти на вокзал, и быть уверенным, что уедешь через 15-20 минут. В то же время короткие составы избавляют пассажиров от долгой беготни по платформе.

    Как правило, в каждой стране основную часть перевозок выполняет одна государственная или полугосударственная компания. Помимо такой компании во многих странах существуют частные железнодорожные линии. Большинство этих линий имеют только местное значение и предназначены в основном для туристов. Особенно много их в горных районах. Билеты у таких частных компаний свои собственные, хотя большинство из них разрешают ездить по международным и национальным проездным, либо делают их владельцам скидку.

    Новости

    20.03.17 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    17.03.17 Поездки в "Сапсане" в конце марта принесут двойные баллы "РЖД Бонуса"
    15.03.17 РЖД продлили действие скидок на линии Москва - Петербург
    14.03.17 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    10.03.17 Во Франции исчезнут поезда iDTGV
    06.03.17 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    03.03.17 РЖД сделают скидку для школьников во время весенних каникул
    01.03.17 РЖД продлили действие скидок на линии Москва - Петербург
    Ливерпуль остался без дальних поездов на несколько дней
    РЖД продлили скидки на поезда из Москвы и Петербурга в Сочи, Ростов и Краснодар