Обзор


    Система европейских железных дорог совсем не похожа на российскую. Причиной этому - короткие европейские расстояния, благодаря которым большинство поездок укладывается в несколько часов.

    Эти же короткие расстояния служат причиной тому, что поезда превратились в Европе из средства дальних путешествий в повседневный транспорт. Для европейца нормально ездить поездом каждый день в соседний город на работу, или отправиться вечером за покупками, на концерт или футбольный матч. На такие локальные поездки приходится в большинстве европейских стран 80-90 процентов пассажиропотока железных дорог. И лишь оставшиеся 10-20 процентов - это привычные нам дальние путешествия.

    Впрочем, даже самые крупные европейские страны поезд пересекает за полдня или за ночь. Так что дальней поездкой в Европе считается уже переезд длиной в пару часов. Соответственно, и рейсы поездов дальнего следования длятся там максимум до 10-15 часов. Часто бывает и просто час-другой. Поезда с маршрутами длиной в сутки встречаются только на юге Восточной Европы, где ситуация более приближена к российской.

    Из-за всего этого подавляющее большинство поездов ходят только днем. Все вагоны в дневных поездах сидячие, и обычно устроены по принципу самолетного салона. Но бывают и разделены на купе или отсеки. Вагонных проводников в дневных поездах нет, весь состав обслуживают один-два кондуктора, проверяющих билеты, а в большинстве случаев и продающие их. Они же следят за посадкой-высадкой пассажиров на станциях, дают свистком сигнал к отправлению, и закрывают двери вагонов. А вот открывать двери пассажиры обычно должны сами.

    Существуют вагоны первого и второго класса. Обычно в первом классе в ряду три сиденья, а во втором - четыре. Класс вагона обозначен большой цифрой у входной двери, а часто и внутри вагона. Бывает, что вагон состоит из двух отсеков разных классов. Первый класс дороже второго на 30-50 процентов, но вряд ли стоит этих денег. Почти все пассажиры путешествуют вполне комфортабельным вторым классом. В некоторых странах классы именуются по-другому, например, бизнес и стандартным. Изредка в высокоскоростных поездах встречается более сложная система из трех классов.

    Кроме того, существует разделение на курящий и некурящий отсеки. Некурящих мест обычно в несколько раз больше. Выбирая отсек, следует иметь в виду, что в курящем часто гораздо меньше народу, и можно занять более удобные места. И совсем не обязательно, что все его обитатели будут курильщиками. Курение в тамбурах, коридорах и туалетах запрещено.

    Обычно пассажиры покупают просто билет или многоразовый проездной без бронирования определенного места, и после посадки садятся на первое попавшееся, как в метро. Но если вы хотите гарантировать себе место, то зарезервировать его можно за дополнительную плату в 2-3 евро. На некоторых рейсах резервирование места обязательно.

    Ночные поезда состоят, как правило, из трех типов вагонов. Сидячие вагоны в ночных поездах бывают обычно только второго класса. В большинстве стран Европы они разделены на купе по шесть (иногда восемь) мест в каждом. Однако в ряде стран никакого разделения нет, ходят стандартные вагоны с открытыми салонами. Иногда они снабжаются специальными откидывающимися креслами.

    Следующий тип "ночных" вагонов - кушеточный. Он обозначается нарисованной у входной двери кушеткой. Это аналог нашего купе, только более распространенным вариантом являются все же не четыре, а шесть полок - по три с каждой стороны. Таким образом, когда на средней полке кто-то спит, сидеть на нижней невозможно. Для проезда в таком вагоне надо заранее зарезервировать кушетку. Стоит это 10-20 евро (иногда до 25-30) дополнительно к цене билета в Западной Европе, и значительно дешевле в Восточной (иногда всего 2 евро). Перейти в кушеточный вагон уже в поезде нельзя. Проводник здесь есть в каждом вагоне, он собирает билеты и возвращает их перед прибытием поезда на станцию назначения. В случае, когда поезд пересекает границу, он собирает и паспорта, чтобы не беспокоить пассажиров при пограничном контроле.

    То же самое относится к третьему типу ночных вагонов - спальным. Они поделены на одно- и двухместные спальни. Довольно часто встречаются и трехместные. Здесь доплата за место уже довольно значительна - в среднем 40-60 евро за двухместную, и значительно больше за одноместную, цена за которую иногда может доходить до 200 евро. Впрочем, если в поезде есть трехместные спальни, они стоят приблизительно 25-40 евро, а порой и вовсе 15. Еще дешевле проезд в Восточной и Южной Европе. Спальный вагон обозначается нарисованной у входной двери кроватью.

    Европейские поезда останавливаются довольно часто, и редко какой поезд идет час-два без остановок. Зато сами остановки очень короткие. Даже на крупных станциях поезда стоят всего две-три минуты, а если нужно поменять направление движения - 5-7 минут. Поэтому выходить на станциях для прогулок или покупок бессмысленно. Еду и питье приходится брать с собой заранее или покупать в вагоне-ресторане. Удовольствие недешевое - в поезде чашка чая обойдется вам в среднем в два-три евро.

    Более продолжительные остановки бывают только в том случае, если к поезду прицепляют или отцепляют вагоны. Будьте внимательны - в пути поезд может делиться на две-три части, которые затем отправятся в разные стороны. В наибольшей степени это характерно для ночных поездов. Поэтому, садясь в поезд, обращайте внимание не только на номер пути, но и на маршрут данного конкретного вагона. Он указывается обычно на входной двери. Ту же осторожность стоит проявлять и в том случае, когда вы в пути следования решили перейти из одного вагона в другой.

    Обычные для нас составы в 18-20 вагонов в Европе используются очень редко. Для удобства пассажиров европейцы делают составы короткими, в 5-10 вагонов, но гоняют их часто. Таким образом, рейсов получается гораздо больше. В густонаселенных странах бывает необязательно даже знать расписание - можно просто прийти на вокзал, и быть уверенным, что уедешь через 15-20 минут. В то же время короткие составы избавляют пассажиров от долгой беготни по платформе.

    Как правило, в каждой стране основную часть перевозок выполняет одна государственная или полугосударственная компания. Помимо такой компании во многих странах существуют частные железнодорожные линии. Большинство этих линий имеют только местное значение и предназначены в основном для туристов. Особенно много их в горных районах. Билеты у таких частных компаний свои собственные, хотя большинство из них разрешают ездить по международным и национальным проездным, либо делают их владельцам скидку.

    Новости

    07.12.16 Во Франции началось резкое сокращение ночных поездов
    05.12.16 Поезда в Сочи и Туапсе 7-8 декабря ходить не будут
    РЖД сделает скидку на отдельные предновогодние дополнительные поезда
    25.11.16 В Италии сегодня не ходят поезда, в Риме - общественный транспорт
    21.11.16 РЖД проводят скидочную акцию
    18.11.16 Eurostar проводит распродажу билетов на поезда под Ла-Маншем
    14.11.16 РЖД проводят короткую скидочную акцию
    10.11.16 Продажа на все поезда РЖД будет открываться за 60 суток
    07.11.16 РЖД проведут короткую скидочную акцию
    03.11.16 В Германии - распродажа билетов на поезда